Biedrība "Apvienība HIV.LV" (ik dienu pl. 9 - 21)
apvieniba@apvienibahiv.lv

 
   

Межстранов​ой анализ результато​в исследован​ия на основе "Индекса стигматиза​ции людей, живущих с ВИЧ" в Эстонии, Молдове, Польше, Турции и Украине
Apskatīt komentārus (0)


26.07.2011


«ВИЧ в Европе» - это инициатива европейских медиков, исследователей, а также политических и общественных организаций, работающих в области борьбы с ВИЧ/СПИДом. Инициатива официально оформилась в 2007 г. с целью объединения усилий, направленных на улучшение понимания ситуации, обмен информацией и преодоление барьеров, с которыми сталкиваются европейцы при обращении за тестированием, лечением и уходом. В центр внимания инициативы была поставлена та роль, которую играют стигма и дискриминация в качестве препятствий на пути к расширению универсального доступа к тестированию, лечению и уходу при ВИЧ. Для обоснования этих усилий потребовалась конкретная доказательная база, учитывающая местные условия. В 2009 г. сети людей, живущих с ВИЧ в Эстонии, Молдове, Польше, Турции и Украине, пришли к выводу о необходимости борьбы со стигмой и дискриминацией в связи с ВИЧ в их странах и инициировали обсуждение - при поддержке международных партнеров, занимающихся реализацией «Индекса стигматизации людей, живущих с ВИЧ» - возможности реализации указанного «Индекса стигматизации людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ)» в их странах.
Эти усилия были учтены, и «Индекс стигматизации ЛЖВ» был выбран в качестве инструмента, призванного помочь понять, испытывают ли люди, живущие с ВИЧ в этих странах, какие-либо сомнения при обращении за услугами тестирования, лечения и ухода при ВИЧ, и если да, то почему. Проект выполнен в рамках процесса реализации «Индекса стигматизации ЛЖВ» на национальном уровне.
Основополагающим моментом «Индекса стигматизации ЛЖВ» является то, что этот Индекс представляет собой инициативу людей, живущих с ВИЧ, для людей, живущих с ВИЧ. Достоинством отчета является то, что результаты отражают те барьеры, с которыми люди в данных странах сталкиваются при обращении за тестированием, лечением и уходом при ВИЧ, на основе прямого опыта тех, кому был поставлен диагноз ВИЧ, в рамках исследования, во главе которого стояла организация ЛЖВ, работающая на национальном уровне.
 Мы надеемся, что информация, полученная в данном исследовании, дополнит результаты работы Европейской согласительной рабочей группы по поздним обращениям в плане понимания некоторых причин, по которым ЛЖВ не сразу обращаются за тестированием после возникновения у них мысли о необходимости протестироваться, а иногда и не желают получать лечение. Чтобы глубже понять проблемы, лежащие в основе поздней диагностики и позднего обращения за лечением, в «Индекс стигматизации ЛЖВ» были включены пять новых вопросов в рамках развертывания указанного Индекса в этих странах. Эти вопросы были разработаны в сотрудничестве с исследовательскими коллективами в указанных странах при участии консультанта от инициативы «ВИЧ в Европе». Вопросы касались непосредственно ситуации позднего обращения за тестированием и помощью при ВИЧ и причин позднего обращения. Были проинтервьюированы люди, живущие с ВИЧ, в Эстонии (N=87), Молдове (N=403), Польше (N=504), Турции (N=100) и Украине (N=1500) с фиксацией их ответов в анкетах. Все исследование было проведено в конце 2010 г. - начале 2011 г. Использовался процесс активного вовлечения в исследования, при котором люди, живущие с ВИЧ в каждой из указанных стран, были обучены методике интервьюирования и сами проводили опрос. Общая анкета (Индекс стигматизации ЛЖВ), в которую были включены указанные вопросы, обеспечивала получение демографической информации о респондентах, а также позволяла получать ответы на различные вопросы об опыте респондентов и осуществлять перекрестный анализ по полу, принадлежности к той или иной ключевой популяции, проживанию в сельской местности или городе, уровню образования и дохода.
Ответы, полученные от респондентов, показали, что период времени выжидания до обращения за тестированием на ВИЧ и до обращения за медицинской помощью после постановки диагноза колеблется в широких пределах. Хотя многие респонденты обращались за тестированием в течение шести месяцев после возникновения у них мысли о необходимости пройти тестирование, вполне вероятно, что они уже прожили с ВИЧ какое-то время, прежде чем осознали, что они заражены ВИЧ. В то же самое время, имеются люди в некоторых странах, хотя и немного, которые откладывали тестирование на более чем два года, а иногда и на более чем пять лет. По сравнению с временем задержки с обращением за тестированием средний период времени с момента постановки диагноза до первого обращения к медицинским специалистам по поводу ВИЧ-инфекции оказался весьма длительным.
Респонденты высказали много страхов относительно обращения как за тестированием, так и за получением помощи. Большая доля респондентов во всех странах-участницах признались в колебаниях в отношении тестирования из-за страха социальной стигмы. Среди других основных причин задержки с тестированием были названы страхи, связанные с личными отношениями с другими людьми (страх потерять супруга или партнера, страх потерять возможность вступить в брак, отношение друзей или семьи), страх стигматизации детей, озабоченность по поводу отнесения к какой-либо ключевой группе, страх потерять работу или быть исключенным из учебного заведения. Основными причинами задержки в получении медицинской помощи после постановки диагноза являются эмоциональные и психологические потребности, в частности психологическая неготовность к жизни с ВИЧ-инфекцией, страх негативного отношения со стороны медицинских работников, страх нарушения конфиденциальности, незнание, куда обращаться за получением помощи, страх быть замеченным в соответствующем медицинском учреждении. Ответы были поразительно схожими и у женщин, и у мужчин.
Некоторые виды страхов были более типичны для молодых людей и представителей ключевых популяций, чем для респондентов в возрасте старше 30 лет или тех, кто не принадлежал к ключевым популяциям. Молодые люди чаще говорили о том, что причиной задержки с тестированием у них был страх перед реакцией со стороны других людей. В зависимости от страны, более высокий процент молодых людей высказали обеспокоенность возможностью насилия со стороны близкого партнера, принуждения к прерыванию беременности, а также потерей возможности вступить в брак из-за положительного теста на ВИЧ. Представители ключевых популяций в большей мере опасались негативного отношения к ним со стороны медицинских работников, чем другие представители генеральной совокупности. Они также опасались криминализации в случае положительного результата и боялись стать жертвой насилия со стороны партнера, семьи и других людей – эти страхи намного реже встречались или даже совсем отсутствовали среди других респондентов. Наконец, информация о текущем состоянии здоровья респондентов и обстоятельствах, сопровождавших тестирование на ВИЧ, использовалась для получения ответов на следующие вопросы:
Жалуются ли респонденты, которые откладывали тестирование или обращение за помощью на более длительное время, в целом на более плохое самочувствие, чем те, кто прошел тестирование или обратился за помощью скорее? Раньше ли других обращаются за медицинской помощью респонденты, прошедшие тестирование добровольно? Раньше ли других обращаются за медицинской помощью респонденты, получившие дотестовое и послетестове консультирование?
За исключением некоторых оговорок, в целом ответ на каждый из этих вопросов был положительным. Во всех странах те, кто прошел тестирование скорее, и те, кто обратился за получением помощи раньше, имели более хорошее здоровье на момент опроса. Кроме того, сильная положительная связь была выявлена между своевременным обращением за помощью и добровольностью тестирования и до- и после-тестовым консультированием.
Из результатов исследования вытекают ясные рекомендации по вмешательствам: необходимо предпринять все возможные усилия по преодолению как социальной стигмы, окружающий ВИЧ, так и возникающего у людей страха при необходимости пройти тестирование. Необходимо обеспечить широкую защиту от дискриминации на работе и в учебном заведении и соответствующее информирование. После постановки положительного диагноза человек должен иметь прямой доступ к психологической и эмоциональной поддержке. Необходимо создать системы и нормы, не допускающие негативного отношения со стороны медицинских работников. В то же время, медицинские работники должны пройти обучение по вопросам обеспечения конфиденциальности и профессионального оказания помощи пациентам без проявления субъективности. Медицинская помощь должна быть обеспечена для людей с ВИЧ в местах лишения свободы на таком же уровне, как и в других условиях. Наконец, невозможно переоценить значимость программ добровольного ВИЧ-консультирования и тестирования в рамках защиты прав человека, обеспечения доверия и содействия в обращении за медицинской помощью после постановки диагноза.
 

http://www.gnpplus.net/images/stories/Rights_and_stigma/2011_HIVStigmaReport_Ru.pdf
 
http://www.gnpplus.net/images/stories/Rights_and_stigma/2011_HIVStigma_Report_EN.pdf




 
      Atpakaļ

atstāj tukšu: atstāj tukšu:
vārds:




Ievadiet drošības kodu:

Visual CAPTCHA