Что надо знать о смазке? Может ли ваш любрикант повышать риск ВИЧ?

28.03.2011

Рынок «интимных смазок» процветает и расширяется. Один популярный веб-сайт продает 53 различных бренда любрикантов, многие из которых включают несколько разновидностей. Любрикант со вкусом фруктов или шоколада, с разогревающим эффектом – есть все, чего только душа пожелает. Вы можете выбирать смазку по степени скольжения, типу секса, простоте в смывании и, самое главное, по совместимости с презервативами.

Однако есть один вопрос, на который вам не сможет ответить продавец: может ли смазка увеличить или уменьшить вероятность инфицирования ВИЧ в случае разрыва презерватива или его полного отсутствия. До недавнего момента эта тема не особенно беспокоила исследователей или производителей. Ведь одна из основных целей смазки – предотвратить разрыв презерватива во время секса, точка. Однако ученым из международной исследовательской организации «Population Council» возможное влияние любрикантов на риск передачи ВИЧ уже много лет не дает покоя. Ведь именно эта организация находится в авангарде разработок микробицидов – веществ, которые могли бы защищать от ВИЧ во время секса.

Новое исследование, которое провела эта некоммерческая организация, предполагает, что у нас может быть причина для беспокойства. Согласно лабораторным данным, которые будут опубликованы в ближайшем выпуске журнала «AIDS Research and Human Retroviruses», многие популярные разновидности смазки облегчают проникновение ВИЧ в организм, особенно при анальном сексе без презерватива. Более того, данные показали, что четыре вида любриканта ускоряли размножение ВИЧ в четыре раза.

Исследователи предупреждают, что лабораторное исследование является предварительным, и говорит лишь о потенциальных проблемах с некоторыми интимными смазками. Нужны дальнейшие исследования, чтобы определить, как эти данные отражаются на «реальной жизни» и действительно ли они повышают риск передачи ВИЧ. Одно совершенно ясно – мы очень мало знаем об одной из составляющих безопасного секса.

Что надо знать о смазке

Когда речь идет об анальном сексе, любрикант – лучший друг презерватива. Смазка снижает трение, стало быть, чем больше смазки, тем меньше риск, что презерватив порвется. Но есть ли польза только от одной смазки, если презерватив порвался, или вы вообще забыли про резинку? Многие эксперты утверждали, что в таких случаях использование любриканта – это лучше, чем ничего.

Секс без дополнительной смазки приводит к травмам эпителия – очень тонкой мембраны из клеток слизистой, которая выстилает толстый кишечник и анальный канал (а также рот, нос и влагалище). Эпителий защищает организм от проникновения большинства патогенных бактерий, грибков  и вирусов. Из этого вывод – чем больше смазки, тем лучше.

Если слизистая уже повреждена из-за разрывов, инфекций или воспаления от раздражающих веществ, то эпителиальные клетки разрушаются, и это лишает организм защиты. И в этом состоит главная проблема смазки для секса. Несколько исследований показали, что вместо того, чтобы защищать эпителиальные клетки, любриканты могут разрушать их целостность.

В связи с этим позвольте познакомить вас с Отеллом Бигеем и Хосе Фернандесом-Ромеро из Отдела по ВИЧ/СПИДу в «Population Council». Фернандес-Ромеро, Бигей и их коллеги занимаются разработкой микробицидных гелей для профилактики передачи ВИЧ, и их заинтересовали последние отчеты о проблемах, связанных с популярными любрикантами.

В одном исследовании ученые в сотрудничестве с Международными адвокатами за ректальные микробициды отобрали шесть наиболее популярных любрикантов, которыми пользовались мужчины и женщины, практикующие анальный секс. Они протестировали, как эти смазки влияли на эпителиальные клетки, а также на полезные бактерии, которые нужны для здоровья кишечника.

Исследование показало, что некоторые смазки содержали больше сахара и соли, чем в клетках анального канала или влагалища. Такой дисбаланс приводил к обезвоживанию эпителиальных клеток, которые в результате высыхали и погибали – этот процесс называется гиперосмолярность.

Исследование также показало, что один из любрикантов полностью уничтожал популяцию благотворных бактерий в кишечнике, что может способствовать размножению вредоносных микроорганизмом, включая ВИЧ.

Второе исследование оценивало распространенность гонореи и хламидиоза у людей, которые пользовались любрикантом для анального секса по сравнению с теми, кто этого не делал. Оказалось, что уровень этих инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) был в два раза выше среди тех, кто использовал любрикант, по сравнению с теми, кто этого не делал. Опять же, это предполагает, что смазки повышают уязвимость слизистой кишечника перед инфекцией.

ВИЧ: еще один возможный риск

Чтобы исследовать этот вопрос подробнее, Бигей и Фернандес-Ромеро с коллегами заказали 41 любрикант, доступный в свободной продаже, и сравнили их с двумя веществами, которые влияют и на ВИЧ, и на эпителиальные клетки. Первое вещество – гель Каррагард, который не вредит эпителиальным клеткам и проходит клинические испытания как потенциальный микробицид. Второе вещество – Гинол II, содержащий Ноноксинол-9, вещество, которое причиняет вред эпителиальным клеткам и повышает риск ВИЧ-инфекции. Ученые решили выяснить, какие любриканты из 41 потенциально токсичны для клеток, и могут ли они подавлять или усиливать размножение ВИЧ.

Что касается первого вопроса, то исследователи обнаружили, что все любриканты по сравнению с Каррагардом повреждали эпителиальные клетки в лабораторных исследованиях. Ученые смогли протестировать осмолярность 32 из 41 кандидата, другими словами, проверить уровень соли и сахара в смазке, который может изменить водный баланс клеток. Только один любрикант - Probe Personal – имел нейтральную осмолярность, аналогичную Каррагарду. Все остальные любриканты были гипоосмолярными – они способствовали накоплению воды в клетках, от чего те могли лопнуть.

Еще более поразительным оказался ответ на второй вопрос ученых. Хотя ни один любрикант не обладал такой способностью подавлять ВИЧ, как и Каррагард, четверо разновидностей смазки Astroglide усиливали размножение ВИЧ в культурах клеток в четыре раза по сравнению с клетками, которые не контактировали с любрикантом.

Ученые проанализировали ингридиенты смазки, и обнаружили, что четыре марки Astroglide, которые усиливали размножение ВИЧ, содержали вещества, которых не было в других смазках – поликватерниумы. Это класс химикатов, которые используются в косметической промышленности. Например, в трех смазках из четырех содержался поликвартерниум-15. Дальнейшее тестирование позволило предположить, что причина именно в поликвартениуме-15.

Как же получилось, что такая важная информация о безопасности появляется только сейчас? Дело в том, что любриканты классифицируются как косметическая продукция, а не как медицинские препараты или оборудование. А большинство людей считают, что если смазки легально продаются в магазинах, то они безопасны и не токсичны.

По словам Бигея: «Исследования микробицидов и все наши знания о микробицидах доказали, какими хрупкими могут быть эпителиальные клетки. Только тогда мы осознали, что любриканты нуждаются в дополнительном тестировании».

Фернандес-Ромеро добавляет: «Администрация по пищевым продуктам и лекарственным препаратам требует, чтобы производители тестировали любриканты на вагинальное раздражение. Им следует подумать об аналогичном требовании по ректальному тестированию».

Так нужно ли пользоваться любрикантом?

Результаты «Population Council» являются предварительными. Остается неизвестным, повышают ли любриканты риск ВИЧ в реальной жизни. Пока что основной вывод для ученых в том, что нужны дополнительные исследования по безопасности.

Исследования говорят о том, что смазки по-разному действуют на клетки и ткани слизистой, и что в отношении передачи ВИЧ это может стать проблемой. «Я считаю нашу статью хорошей, - добавляет Фернандес-Ромеро, - потому что она говорит: «Существует проблема. Нужны дальнейшие исследования».

Результаты никак не отменяют того факта, что смазки проходят тщательную проверку на совместимость с презервативами. Если презерватив присутствует, то чем больше будет смазки, тем меньше будет риск разрыва. Так что в компании с презервативами любриканты остаются важным компонентом защиты от ВИЧ.

«В конечном итоге презервативы – это наилучший метод профилактики, а любрикант может предотвратить разрыв презерватива, - объясняет Фернандес-Ромеро. – Любриканты могут быть очень важны, но они также должны быть безопасными. Нам нужны анализы, модели или методы, которые помогут определить безопасность любриканта».

Эти данные еще раз подчеркивают, что при сексе без презерватива риск зависит от множества самых разных факторов, и оценить или снизить его может быть крайне сложно.

Источник: www.aidsmeds.com