Сообщники

11.02.2019

Источник: РИА Новости | «Назван "сообщник" китайского генетика, создавшего детей с измененной ДНК» | https://ria.ru/20190204/1550371036.html |
Известный американский биоинженер Майкл Дим (Michael Deem) играл ведущую роль в скандальных экспериментах Хэ Цзянькуя по созданию детей, защищенных от ВИЧ-инфекции. Об этом сообщает научно-медицинский портал STAT News.
"Не думаю, что Цзянькуй смог бы реализовать этот проект, если бы Дим был бы принципиально против. То, что его юристы не отрицают участия Дима в этих экспериментах, говорит о том, что он играл в них какую-то важную, хоть и теоретическую роль", — заявил Пол Кнопфлер (Paul Knopfler), генетик из университета Калифорнии, чьи слова цитирует STAT.
В конце ноября китайский молекулярный биолог Хэ Цзянькуй (He Jiankui) рассказал о том, что ему удалось провести первую "операцию" по редактированию ДНК человеческого зародыша и получить первых "трансгенных" детей, неуязвимых для действия вируса иммунодефицита.
Эти откровения вызывало бурю протестов среди политиков, ученых и философов, а деятельностью самого Цзянькуя, как тогда сообщала китайская пресса, заинтересовались китайские правоохранительные органы и этическая комиссия университета.
Интерес к его исследованиям был подогрет после того, как генетик загадочным образом исчез в первых числах декабря, и начал отвечать на запросы только в начале января, когда появились слухи о том, что ему могут присудить высшую меру наказания — смертную казнь.
Как сообщает STAT, незадолго до того, как Цзянькуй решил рассказать миру о своих достижениях, он и девять других ученых отправили статью с результатами проделанных экспериментов в журнал Nature и в некоторые другие научные издания.
Скандальные откровения генетика заставили редакцию Nature отказаться от рецензирования статьи и свернуть все связанные с этим процессы. В результате этого список его "сообщников" остался неизвестным для прессы и публики. Только в январе этого года стало известно, что в проекте Цзянькуя принимали участие "иностранные специалисты".
Одним из них, по словам одного из работников его лаборатории, был Майкл Дим – профессор физики и биоинженерии из университета Райса в Хьюстоне (США), научный руководитель Цзянькуя и соавтор множества работ с ним.
Как сообщил анонимный источник, Дим был одним из ведущих участников проекта – он не только участвовал в теоретических разработках и наблюдал за ходом опытов, но и помогал Цзянькую проводить собеседования с добровольцами.
Что интересно, сам американский исследователь признает то, что он действительно беседовал с будущими родителями первых "CRISPR-детей", защищенных от ВИЧ, но не признает то, что он участвовал в опытах Цзянькуя и знал об их сущности.
С другой стороны, за последние два года Дим, Цзянькуй и их коллеги попытались опубликовать несколько статей, посвященных модификации эмбриональной ДНК мышей, обезьян и человека, а также удалению той части гена CCR5, которая связана с уязвимостью к вирусу иммунодефицита.
Часть из них была недавно отклонена журналами на разных стадиях проработки, однако во всех них Дим был ведущим автором. Помимо этого, Цзянькуй и Дим опубликовали семь других совместных научных работ, не связанных с CRISPR и редактированием генома.
Подобные умозаключения, как отмечает STAT, уже заставили университет Райса начать свое собственное расследование деятельности Дима. Если подозрения подтвердятся, то, как считают многие генетики, его научная карьера будет окончена, а сам профессор может стать фигурантом сразу нескольких уголовных расследований, связанных с нелегальной модификацией ДНК.
**************************
Source: «American scientist played more active role in ‘CRISPR babies’ project than previously known» | https://www.statnews.com/2019/01/31/crispr-babies-michael-deem-rice-he-jiankui/
<... An American scientist at Rice University was far more involved in the widely condemned “CRISPR babies” experiment than has previously been disclosed. Most notably, STAT has learned that Rice biophysicist Michael Deem was named as the senior author on a paper about the work that was submitted to Nature in late November.
Deem’s prominent authorship indicates that a respected American researcher played an instrumental role in the controversial project, which sparked a worldwide furor. His involvement could have encouraged volunteers to join the experiment and lent credibility to He Jiankui, the Chinese scientist who led the work.
Emails provided to STAT show that Deem was listed as the last author — which, in the life sciences, is typically reserved for the senior researcher who oversees a study. The paper, titled “Birth of twins after genome editing for HIV resistance,” has another nine contributors, including He as the first author, where the person who makes the most hands-on contribution is credited. ...>