Основные реактивируемые резервуары ВИЧ находятся в макрофагах тканей

16.02.2019

Источник: Life4me+: «Получены первые доказательства наличия резервуаров ВИЧ в макрофагах» | https://life4me.plus/ru/news/vich-v-makrofagah-4958/ |
Ученые из Франции недавно обнаружили, что макрофаги, расположенные в ткани уретры, могут играть куда более значимую роль в работе клеточных резервуаров ВИЧ, и что количество этих иммунных клеток удивительно велико. Результаты были опубликованы на прошлой неделе в Nature Microbiology.
Как отмечают специалисты, именно существование клеточных резервуаров, содержащих «латентный» ВИЧ, является основным препятствием на пути ликвидации или излечения инфекции.
Резервуары представляют собой инфицированные клетки иммунной системы, которые ввиду действия в организме антиретровирусных препаратов не способны воспроизводить вирус. Однако, как только концентрация АРВТ в крови заметно падает, ВИЧ снова активизируется.
Большинство исследований в этой области было сосредоточено главным образом на Т-лимфоцитах, которые, как считалось ранее, являются основными иммунными клетками, на которые «нацеливается» ВИЧ.
В рамках нескольких работ учеными даже были предприняты некоторые попытки «извлечь» «латентный» ВИЧ из клеток-резервуаров путем их повторной активации. Этот подход состоял из двух этапов: 1) реактивации латентно инфицированных клеток специфическими агентами; 2) уничтожения их иммунной системой пациента с помощью новых лекарств.
Тем не менее, на сегодняшний день сделанные ранее попытки устранения ВИЧ по такому сценарию не привели к успеху. По оценкам экспертов, на это могут уйти годы.
В отличие от своих коллег, французские ученые Морган Бомсел и Йонатан Ганор из Института Кочин в Париже (Institute Cochin) решили выбрать иной путь.
Они провели изучение ткани уретры у двадцати мужчин с ВИЧ, получавших антиретровирусную терапию и имевших неопределяемую вирусную нагрузку. Все образцы были получены учеными от людей, перенесших операцию по смене пола. Исследователи стремились идентифицировать и охарактеризовать резервуары ВИЧ, имеющиеся в ткани.
Одной из ключевых целей работы было подтвердить данные о том, что генетический материал ВИЧ, а также определенный объем штаммов вируса, распространившихся по организму после прекращения АРВТ, происходит из иного, ранее не опознанного клеточного резервуара, отличного от Т-клетки.
Более того, задачей специалистов было найти подтверждения того, что макрофаги являются одними из первых иммунных клеток, поражаемых ВИЧ во время половой передачи.
В ходе работы исследователи обнаружили геном ВИЧ в макрофагах, а не в Т-лимфоцитах, как считалось ранее.
Кроме того, по их данным, вопреки ожиданиям, после реактивации вируса он вырабатывался только в макрофагах, а не Т-лимфоцитах.
Наконец, микробиологи смогли охарактеризовать макрофаги, содержащие скрытые резервуары, как новый подтип иммунных клеток, и заметили, что их объем был значительно выше в группах участников исследования.
В отличие от распространенных в научных кругах теорий, согласно которым резервуары ВИЧ, как считалось ранее, присутствуют только в Т-лимфоцитах, настоящее исследование впервые оказало, что основные реактивируемые резервуары ВИЧ находятся именно в макрофагах тканей человека.
Хотя авторы работы призвали к более тщательному изучению описанных резервуаров ВИЧ в макрофагах слизистой или лимфоидной ткани, по мнению ученых, многие их коллег, вероятно, будут вынуждены переосмыслить свои стратегии борьбы с ВИЧ.
***************************