О ВИЧ-ассоциированном слабоумии

13.07.2012

Источник: "Ученые объяснили депрессию, возникающую у людей с ВИЧ" | http://www.livestream.ru/news/2012/07/11/dementia/
Исследователи Медицинского центра Джорджтаунского университета выяснили, почему у некоторых пациентов с ВИЧ-инфекцией, проходящих антиретровирусную терапию и не проявляющих признаков СПИДа, развивается серьезная депрессия, появляются проблемы с памятью, обучением и двигательной функцией, сообщает Medical Xpress.
Группа под руководством Итало Мочетти (Italo Mocchetti) представила в журнале Journal of Neuroscience доказательства того, что ВИЧ, хотя и не поражает нейроны, но препятствует их «питанию», мешая выработке в головном мозге белкового ростового фактора. Снижение его уровня приводит к укорочению аксонов и других отростков нервных клеток, позволяющих нейронам контактировать друг с другом. Без этих контактов нейроны погибают.
«Утрата нейронов и их связей у наблюдаемых нами пациентов очень значительна», — говорит Мочетти. ВИЧ-ассоциированная деменция имеет место почти у трех процентов ВИЧ-инфицированных, которые получают антиретровирусную терапию и в остальном здоровы, и у 30 процентов ВИЧ-положительных пациентов, которые не принимают никаких препаратов.
Изучая головной мозг умерших ВИЧ-положительных пациентов, у которых отмечалась ВИЧ-ассоциированная деменция, ученые обнаружили сокращение размеров нейронов и низкий уровень нейротропного фактора мозга.
В норме нейроны производят длинную форму белковой цепочки нейротрофического фактора, затем определенные ферменты укорачивают ее до так называемой зрелой формы, которая и подпитывает клетки головного мозга. Незрелая длинная форма токсична, она связывается с определенным рецептором (p75NTR) и вызывает укорочение аксонов. Как показали исследователи, вирус иммунодефицита человека препятствует процессу превращения длинной формы в нетоксичную зрелую форму.
«Связь между депрессией и отсутствием зрелого нейротропного белка мозга уже известна, также как связь этого фактора с процессами обучения и памятью. А потому я считаю, что ВИЧ-ассоциированная деменция напоминает стареющий головной мозг», — подводит итог Мочетти.
Исследователи уверены, что смогли открыть общий механизм нейрональной деградации, объясняющий, в том числе, и возрастные изменения умственных способностей.
Кроме того, полученные группой Мочетти результаты показывают, что ВИЧ-ассоциированная деменция обусловлена вирусом, а не препаратами антиретровирусной терапии, как предполагалось ранее.